Электронные таможни и другие новшества

Первый заместитель главы ФТС России Руслан Давыдов ответил на вопросы журналистов и прокомментировал актуальные события, происходящие в таможенной сфере. Публикуем ключевые моменты этого интервью.

Руслан Валентинович, ранее вы неоднократно рассказывали о планах по созданию электронных таможен. Как скоро эта инициатива будет реализована?

Первая электронная таможня откроется в Приволжье и начнет работу уже 25 октября. До нового года будет охвачен еще целый ряд территориальных субъектов: Урал, Северный Кавказ, Московская и Калининградская области, Владивосток и Новороссийск.

Что представляет собой электронная таможня?

Фактически это офис, где идет работа по выпуску деклараций, которые не попали в автоматическую обработку. Поскольку документация поступает туда по электронным каналам связи, прямой контакт таможенников и участников ВЭД полностью исключается. Это полностью исключает саму возможность любых коррупционных проявлений.

В связи с внедрением электронных таможен сократится ли численность сотрудников вашего ведомства?

За несколько последних лет численность нашего кадрового состава и так уже уменьшилась почти на треть. Сейчас мы не планируем проводить сокращения.

Руслан Валентинович, проясните ситуацию вокруг создания глобального информационного «облака»?

Глобальное «облако» должно стать удобной базой информационного взаимодействия всех контролирующих органов. В реализации инициативы заинтересованы ФТС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, а также ведомства пограничного и транспортного контроля. Фактически это будет единая площадка для обмена сведениями в автоматическом режиме. Сейчас уже почти полностью налажено «облачное» взаимодействие между ФТС и ФНС. В целом же на реализацию проекта по созданию единого информационного пространства для всех контролирующих органов потребуется еще несколько лет.

Можно ли внедрить что-то подобное в межгосударственное таможенное сотрудничество?

Да, нам бы хотелось создать международную таможенную сеть. Но про общемировое сотрудничество в этом плане говорить пока рано. Сейчас мы прорабатываем возможности создания единого информационного пространства с китайскими коллегами.

Таможенники КНР заинтересованы в создании такой сети?

Мы уже несколько лет ведем с ними переговоры. За это время удалось решить практически все спорные вопросы. Единственным препятствием остается нежелание китайских таможенников отражать информацию о стоимости отправляющихся в нашу страну товаров. Для нас же получение достоверных сведений о цене ввозимой продукции является ключевым моментом. Сейчас российские импортеры часто занижают стоимость, чтобы уменьшить размер таможенных платежей. К сожалению, объективной информацией о ценах не готовы делиться не только китайские, но и европейские коллеги.

Изменения в таможенной сфере России повысят место нашей страны в рейтинге Doing Business?

Рейтинг Doing Business, составляемый Всемирным банком на основе исследований удобства ведения бизнеса в разных государствах, будет опубликован в последних числах октября. Не хочется загадывать, но полагаю, что позиция нашей страны повысится.

Что вызывает такое мнение?

В текущем году Всемирный банк впервые за шесть последних лет позитивно оценил сразу восемь реформ в российской таможенной сфере. Я говорю про внедрение электронного декларирования и автоматического категорирования участников ВЭД, уменьшение сроков выпуска товаров и прочие моменты совершенствования нашей деятельности. Добавлю, что при составлении рейтинга Doing Business эксперты Всемирного банка руководствуются данными, получаемыми не из государственных органов, а от респондентов – представителей разных отраслей бизнеса. Поэтому о твердых гарантиях объективной оценки говорить не приходится.

И все-таки, какое место в рейтинге Doing Business может занять Россия?

В прошлом году по разделу «Международная торговля» наша страна удостоилась лишь сотой позиции. Полагаю, что сейчас мы войдем в ТОП-50. Но подчеркну, что в текущих условиях геополитической напряженности прогнозировать результаты исследований Всемирного банка крайне тяжело.

Первая электронная декларация появилась на таможне десять лет назад. Какие позитивные изменения она с собой принесла?

Во времена, когда не существовало электронного декларирования, на таможенных постах собирались огромные очереди. Инспекторы были перегружены, а на оформление документов у участников ВЭД уходило по нескольку дней. Сейчас стандартное время обработки декларации для импорта составляет полтора часа, а для экспорта – сорок минут. Часть работы таможенников теперь делегирована технике. Компании автоматически категорируются по уровню риска. Компьютер проверяет участников ВЭД по тридцати восьми параметрам, после чего дает им беспристрастную оценку.

Сколько же сейчас в России компаний низкого уровня риска?

На текущий момент насчитывается порядка 8,2 тысяч таких компаний. Это около 10% от общего числа участников ВЭД. Казалось бы, мало. Но необходимо понимать, что мы говорим о компаниях, работающих с очень большими объемами внешнеторговых операций. На их долю приходится около 80% всех таможенных платежей. То есть примерно десятая часть компаний формирует более двух третей совокупного объема сборов.


Сократить издержки

Оставьте свой номер телефона и наши сотрудники свяжутся с Вами для подробного обсуждения
Сокращение издержек - это комплекс мероприятий, который наши специалисты нарабатывали годами непрерывной практики. Достигнуть его можно лишь путем детального рассмотрения Вашей ситуации.

В дополнение мы гарантируем низкое комиссионное вознаграждение и абсолютно “белые” закрывающие документы.