Правительственное распоряжение №792-р от 28 апреля 2018 года установило перечень товарных категорий, для которых маркировка станет обязательной. В этом же документе утверждены конкретные сроки ее введения. По отношению к обуви был предусмотрен поэтапный процесс, начавшийся в июле 2019 года.
Участникам оборота было необходимо пройти регистрацию в системе. После этого им выдавался регистратор эмиссии обувной продукции. Далее участникам оборота следовало подключить сканер кодов и закончить маркировку остатков. Все это необходимо было сделать до 1 марта 2020 года – даты окончательного перехода на работу по новым правилам. С этого числа производство, хранение и продажа обуви без маркировки под запретом. Предусмотрено лишь одно исключение, дающее право на отсрочку до 1 апреля 2020 года. Оно касается случаев, когда обувь была изготовлена или куплена до 1 марта 2020 года, но заказчик ее до сих пор не получил.
Маркировка обуви производится нанесением на нее цифрового кода Data Matrix. В нем хранится информация, защищенная технологией криптографического шифрования. Такой код невозможно подделать. Приобретая обувь, покупатель может его отсканировать и узнать, что она изготовлена на легальном производстве, а не на подпольном предприятии.
Маркировка сделает обувной рынок прозрачным и позволит эффективнее контролировать движение данной категории товаров. Она должна стать эффективной мерой борьбы с подделками и участниками товарооборота, работающими по серым схемам.
Как отмечают эксперты, из-за введения обязательной маркировки обувь не подорожает. Напротив, исчезновение контрафактной продукции, позволит добросовестным изготовителям увеличить объемы производства и масштабы своего присутствия на рынке. Это стабилизирует ситуацию и приведет к понижению розничных цен на обувь.