По результатам заседания по вопросам транспортного сообщения принятый в 2022 году порядок, определяющий очередность грузоперевозок по РЖД, будет продлен до конца 2023 года. Установленные временные правила позволяют в короткие сроки переориентировать перевозки на восточное направление.
Комиссия, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов, приняла решение на заседании от 26 мая, вопрос о продлении введенных временно правил был поднят в связи с окончанием срока действия первого решения 1 июля текущего года. Решение приняли большинством голосов.
Прошлогодние правила отличались недискриминационным характером, очередность доступа грузоотправителей к инфраструктуре РЖД формировалась в соответствии со строгим регламентом.
После начала СВО правительство Российской Федерации приняло решение изменить порядок отправок с помощью РЖД, отдав приоритет грузам восточного направления. Это позволило регионам, ранее сотрудничавшим со странами Европы, продолжать экспорт, но уже для азиатского рынка.
Продление правил происходит не впервые, в конце прошлого года пролонгация уже происходила. Однако такое положение дел не устраивало компании, связанные с транспортировкой угольной продукции, так как для них принятое решение - это потеря приоритета на поставки продукции из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тывы БАМу и Транссибу (относятся к Восточному полигону). Тем не менее, глава РЖД Олег Белозеров инициировал увеличение сроков действия нововведений, аргументируя это работой компании над улучшением имеющегося формата.
Недискриминационный доступ к инфраструктуре российской железной дороги - это приоритет всех видов перевозок перед грузовыми. Так, до 2022 года в первую очередь отправлялись ремонтные, пассажирские, почтовые составы. Грузовые же распределяли согласно установленной классификации, чтобы определить порядок отправления.
Приоритет имели специальные грузы, предназначенные для пострадавших от ЧП регионов, товары с небольшим сроком хранения, энергетического сырья.
Международные санкции по отношению к Российской Федерации привели к тому, что в 2022 году объем транспортируемого на Запад груза значительно сократился, и восточное направление впервые превысило западное, составив 80 млн тонн против 76 млн. Такая нагрузка вынудила РЖД перестроить процесс работы, так как количество переориентировавших свой бизнес предприятий составило более 700 организаций.
Наибольшие сложности произошли в вопросах логистики, так как произошел кардинальный разворот грузопотока. Кроме смены направления с Запада на Восток произошли изменения в структуре грузов. Например, в дальневосточном направлении появились грузы совершенно нового для этой ветки типа - химическая и металлургическая продукция. В Усть-Луге, в связи с переменой специфики, практически прекращено передвижение контейнеров, произошла переориентация двух терминалов для новых целей - сюда выгружают уголь. Изменения в организации движения поездов происходят постоянно параллельно ситуации в геополитике.
На протяжении последнего года работа была очень напряженной. Для оперативного реагирования на все перемены необходимо было сменить основные принципы организации грузоперевозок. Это стало возможным после введения правительством России временных правил. Как отмечает Павел Иванкин, бюрократические аспекты, сопровождающие недискриминационный доступ, делали невозможной быструю переориентацию, необходимую для выполнения правительственных поручений.
Несмотря на то, что временные правила имеют свои недостатки, благодаря им стала возможна стабилизация отгрузок. При обычной схеме работы произошли бы серьезные нарушения логистики экспортных товаров.
К сожалению, идеальной стратегии в условиях экстренной переориентации быть не может. Временные правила имеют свои недостатки, которые, конечно же, связаны с рисками для грузоотправителей. Решения по очередности того или иного груза часто вызывают вопросы у заинтересованной стороны, так как допускают пропуск товара без обоснования причин.
Однако представители РЖД, принимая решение, основываются исключительно на мониторинг сети по конкретному направлению.
Существует общая классификация, по которой все виды грузов условно распределены на 5 очередей:
Так как отсутствуют четкие временные рамки из-за возможного появления на линии грузов первой важности, отправитель не может прогнозировать сроки отправки своего товара. Но в условиях современных реалий эта мера - вынужденная.
Правила, используемые до начала СВО, для бизнеса были предпочтительнее, так как позволяли делать определенные прогнозы. Но, несмотря на значительные неудобства, большинство предпринимателей поддерживает решение правительства, выражая надежду, что действие временных правил не будут продлевать после окончания 2023 года. Многие компании успешно подстроились к новым требованиям, усилив свои логистические отделы.
Главная задача специалистов сейчас - следить за своевременной подачей заявок на пропуск груза и планирование своих поставок с учетом возможных задержек.
Существуют определенные риски и для железной дороги - во время действия старых правил приоритет имели грузы с более высокой ценностью (например, черные металлы и нефтепродукты). Соответственно, доход от таких отправок был высоким. В настоящее время, когда в первую очередь пропускают продукты питания и лес, основной груз значительно "подешевел". В связи с этим правительством было принято решение об увеличении бюджета на инвестиции в холдинге на 25% в сравнении с прошлым годом. Для этого подключен Фонд национального благосостояния.
В марте 2023 в Министерстве экономического развития также рассматривался вопрос о внесении некоторых изменений в очередность грузоперевозок. Так, Максим Решетников выдвинул предложение об увеличении поставок товаров, которые приносят высокий доход. К ним относятся металлы, удобрения, сжиженный углеводородный газ.
В 2003 году постановлением президента были утверждены тарифы на все услуги, предоставляемые РЖД (10-1). Согласно этому документу, выделяют 3 класса тарифов:
Кроме стоимости груза в расчет были включены такие параметры как расстояние, скорость осуществления доставки, тип состава, количество вагонов, необходимость специальных платформ (например, для перевозки леса). На тарификацию влияет общая масса груза и соблюдение лимитов.
РБК