Министерство транспорта РФ внесло коррективы в проект закона, запрещающего рейдовую перевалку опасных и вредных грузов за пределами территорий морских портов. Ее проведение будет разрешено в определенных районах, входящих в специальный список. При перевалке не в портах потребуется уплачивать дополнительный сбор.
Соответствующий проект закона подготовлен и направлен на правительственное рассмотрение. Возможно, кабинет министров внесет в него некоторые изменения. После этого документ будет передан для утверждения в Государственную Думу.
Согласно законопроекту, специальный сбор станет взиматься с судов, переваливающих опасные и вредные грузы на рейдах во внутренних морских водах, а также в территориальном море и в исключительных экономических зонах. Данные денежные средства дадут возможность принимать активные меры по улучшению экологической обстановки.
Список веществ, перевалка которых должна сопровождаться сбором, а также его размер в ближайшее время установит кабинет министров. Уже определено, что сбор не придется уплачивать, если углеводороды и продукты их переработки перегружаются между судном и искусственно созданным островом или сооружением, которое используется для их добычи.
Также уже известно, что нарушения правил перевалки будут караться значительными штрафами. Разброс в размере санкций внушительный. Если минимальный штраф составляет 100 тысяч рублей, то верхний предел наказания ограничен уровнем в 20 миллионов рублей. Вступление нового закона в силу должно произойти 1 марта 2022 года.
Аналитики полагают, что новые ограничительные меры затронут перевалку грузов на Кавказе. Там в основном перегружаются продукты нефтепереработки, а также уголь и зерно. Объемы перевалки грузов в прошлом году тут составили порядка 17 миллионов тонн.
Представители Волжского пароходства отмечают, что на сегодняшний день регламентация рейдовой перевалки слабо реализована. При этом в случае ее полного запрета они ожидают резкий рост стоимости экспорта. В целом же новый законопроект сулит выгоду крупным портам, основными среди которых являются Новороссийск и Тамань. Мелкие же порты, расположенные на Черном и Азовском морях, напротив, пострадают из-за вводимых правил.
Стоит добавить, что некоторое время назад Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением о сохранении пониженных железнодорожных тарифов на транспортировку угля исключительно для тех портов, которые соответствуют жестким требованиям по экологии. Инициаторы полагают, что данная мера должна стать стимулом для грузоотправителей пользоваться услугами современных портов, не наносящих ущерба природе.