Внедрить автоматизированный весогабаритный контроль должны были еще в четвертом квартале 2019 года. Однако первоначальные планы не удалось реализовать по целому ряду причин. При этом отсутствие системы, позволяющей автоматически контролировать вес и габариты большегрузного транспорта, влечет за собой массу негативных моментов. Так, ущерб от использования дорог тяжеловесными фурами по оценкам Минтранса составляет более двух с половиной триллионов рублей ежегодно.
Как установили аудиторы Счетной палаты, российский бюджет недополучает значительные объемы денежных средств. Лишь за 2018 год было недополучено 47 миллиардов рублей. Объемы поступлений крайне незначительны. За все время с 2014 года по текущий момент было получено лишь 7 миллиардов рублей. Аудиторы видят причину в недостаточно эффективной работе Росавтодора и Ространснадзора, а также в несовершенной нормативно-правовой базе.
Правила перевозок устанавливают для фур тарифы, но предусматривают и понижающие коэффициенты, которые очень часто многоактно уменьшают размеры оплаты за пользование федеральными трассами. При этом пунктов весогабаритного контроля на дорогах не хватает, что делает мониторинг фактов перегруза малоэффективным.
Исправить ситуацию должен был запуск системы автоматизированного весогабаритного контроля. Но из предусмотренных 387 пунктов контроля в запланированный срок удалось запустить в работу лишь 31 пункт. При этом 7 из них пока работают в тестовом формате, а между остальными до сих пор не налажено информационного взаимодействия. Завершить реализацию программы по введению в эксплуатации всех 387 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля теперь планируется к четвертому кварталу 2023 года.
Как подчеркивают в Счетной палате, сейчас на один полностью функционирующий пункт весогабаритного контроля, приходится более 1,3 тысяч километров федеральных автодорог. Кроме того, на текущий момент Росавтодор и Ространснадзор не имеют доступа к системе «Платон», взимающей плату за передвижение по междугородним трассам. Аналитики утверждают, что такой доступ данным ведомствам необходимо предоставить. В Росавтодоре и Ространснадзоре согласились с выводами экспертов.