Демередж и детеншн при контейнерных перевозках
Среди инструментов компенсации простоя морского судна во время доставки груза одним из наиболее часто применимых является демередж.
В договоре на грузоперевозки стороны определяют время, в течение которого судно находится в порту в ожидании выполнения погрузочных или разгрузочных операций. Превышение согласованного периода приводит к дополнительным затратам судовладельца, для компенсации которых предусмотрены специальные меры. Возникает основание для демереджа. В статье подробнее на эту тему.
Что означает «демередж»?
Этимология термина демерредж (Demurrage) обращает к французскому слову «demeurer», которое переводится на русский язык, как «простаивать». Применяется исключительно в грузоперевозках морем. Заходы суден в порт осуществляются по строгому графику. Его нарушение приводит к большим убыткам. Очевидно, что это - нежелательное событие, поэтому для его компенсации применяются штрафы.

Время, в течение которого груз пребывает в порту сверх утвержденного, называется демерредж. Если превышено согласованное время нахождения груза в порту бесплатно в ожидании выполнения формальностей, необходимых для их выгрузки или погрузки, то порт выставляет штраф. Эта денежная плата за простой судна сверх нормы также называется демередж. Она выставляется фрахтователю, продавцу по договору купли-продажи (если сделка совершается на условиях FOB) и другой стороне, ответственной за выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В качестве формальностей, задерживающих отгрузку или погрузку контейнера, может быть затянутая таможенная очистка, другие операции.
Особенности демереджа изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». Условия его возникновения и реализации обычно излагаются в договоре между отправителем или собственником груза и судовладельцем. Демередж считается с первой минуты завершения нормативного времени, которое называется сталийное время, если иное не обозначено в договоре. Указывается в минутах, часах и днях.
Еще один термин, связанный с превышением согласованного периода простоя, - «детеншн». В чём отличие от детеншн, мы расскажем в отдельном параграфе, а пока подробности расчета демереджа.

Расчёт «демереджа»
Денежная компенсация за превышение нормы простоя в порту определяется в условиях договора между судовладельцем и владельцем груза. В ее основе могут быть заложены тарифы, действующие на текущий момент в конкретном порту. Ставка может быть рассчитана на целые стуки или их часть. Демередж зависит от особенностей контейнера и груза. Если предварительно сумма не обозначена в договоре или другом документе между сторонами, то может быть использован тариф порта. Если отсутствует информация о ставке в порту, то владелец груза компенсирует расходы владельца судна на его содержание, включая заработную плату экипажа.

Например, стороны договорились о ставке в размере 1000 долл. за сутки и нормативном периоде продолжительностью 5 часов. Груз простоял в порту 8 часов. Превышение составило 3 часа. При условии, что груз не скоропортящийся, и не возникают другие убытки, сумма демереджа составляет: 1000*3/24 = 125 долл.
Это не единственный способ расчета. Можно применять установленную нормы скорости выполнение разгрузочно-погрузочных работ и другие ставки, но их применяют к особенным грузам и поэтому используют редко.
Расчет производится судовладельцем после возвращения судна и прекращения рейса на основании таймшита – документа, содержащего информацию о графике действий на судне во время фрахтования.
Что означает «детеншн»?
Детеншен (Detention)– термин, аналогичный демерреджу, но относится к контейнерам (или другой таре).
Обычно судоходные линии обозначают срок доставки товара до пункта назначения из порта и не начисляют плату за пользование контейнерами в этот период. Если контейнеры не возвращены своевременно, то говорят о детеншен. А именно этим термином называется время, в течение которого контейнеры используются сверх утвержденного срока за пределами порта. За превышение согласованного времени выставляется штраф. Плата за просроченный возврат контейнеров владельцу также называется детеншен и выставляется судоходной линией. Права и обязанности в отношении этого события прописываются в договоре.
Расчёт «детеншна»
Итак, есть бесплатный срок пользования контейнерами в течение доставки груза от порта до места назначения железнодорожным или автомобильным транспортом. За каждый день превышения срока насчитывается штраф. Ставка рассчитывается в зависимости от объема и вида, дополнительного оснащения контейнера. Количество дней умножается на эту ставку для расчета суммы к уплате.
Совместное использование «демередж» и «детеншен»
При контейнерных перевозках часто применяется по отношению к одному грузу и демередж, и детеншен. Когда судно заходит в порт, начинается отсчет времени простоя, которое с договорного момента становится платным – начисляется демередж. Основания для детеншен могут образоваться только, когда завершен демередж. Другими словами, пока контейнеры не вывезут с территории порта с момента завершения бесплатного периода простоя, взимается демередж. А детеншен начисляется, пока этот вывезенный контейнер не вернется в порт пустым с момента его вывоза с территории порта и завершения бесплатного периода его использования.

Как избежать штрафов?
Никто из участников международных перевозок не заинтересован в длительном простое судна или просроченном возврате контейнера, но основания для демереджа и детеншена все равно возникают по причине:
- Ошибок в документах. Важно оформлять сопроводительную документацию с помощью эксперта по грузоперевозкам, логистическим операциям.
- Потери документов. Рекомендовано оформлять пакет документов в нескольких экземплярах или делать копии, заверенные согласно отраслевым требованиям.
- Отсутствия сведений, необходимых для быстрой таможенной очистки груза. Имеет смысл пригласить к сотрудничеству опытных таможенных специалистов, которые проведут груз через таможню без задержек.
- Не эффективно организованной доставки. Важно выбирать оптимальный маршрут следования, сотрудничать с надежными транспортными компаниями, аккуратно заполнять коносамент, точно согласовывать сроки пользования складами и другие организационные моменты.