Виды поддонов (паллет)

Коммерческие предприятия предусматривают перемещение продукции от компании-продавца покупателю. Основная задача при этом – не допустить потерь при транспортировке груза: правильно уложить, надежно закрепить и аккуратно довезти, чтобы во время пути товары не упали, деформировались или повредились. С этой целью используется унифицированная тара – так называемые поддоны (или паллеты), обеспечивающие сохранность товара при перевозке.

Что такое паллет?

Паллет – это вид крупной многооборотной тары для транспортировки, а также складирования и хранения продукции. Конструкция представляет собой жесткую плоскую прямоугольную площадку, на которую укладывается груз и прочно крепится ремнями, стретч-пленкой или с помощью термоусадочной ленты. Перемещение товара на поддонах происходит при помощи ручных или вилочных автопогрузчиков, поэтому на паллетах есть специальные выступы и выемки – для захвата груза и крепления строп.

На паллетах можно размещать любую продукцию, если это не противоречит правилам ее хранения и перевозки. Для разных объемов грузового транспорта используются поддоны различной вместимости. Кроме того, существуют несколько схем размещения товара, которые позволяют рационально использовать полезную площадь. Таким образом, применение поддонов для складирования и транспортировки грузов дает весомые преимущества:

  • разумное использование полезного пространства склада и грузового транспорта;
  • экономия времени и средств для погрузочно-разгрузочных работ: вместо нескольких грузчиков нужен один рабочий и автопогрузчик;
  • высокая степень сохранности груза: товар не деформируется, а доступ посторонних к нему на паллетах затруднен.
Интересно, что применение поддонов в некоторых ситуациях обязательно и регламентируется соответствующими документами. Например, пакетированные генеральные грузы, согласно Правилам морских перевозок, могут транспортироваться только в укрупненных грузовых единицах – паллетах.

Чем отечественный поддон отличается от евро?

Паллеты, благодаря своим очевидным достоинствам, широко используются по всему миру. Однако габариты и стандарты изготовления поддонов различаются. Так, например, многооборотная тара, используема при международных перевозках, обязательно сертифицируется. Называются у нас такие паллеты (EUR) «европоддонами».

Габариты такой тары – 800 мм х 1200 мм х 145 мм. Нормы и размеры регламентируются организацией EPAL (European Pallet Association), контролирующей производство европейских поддонов. ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC 435-2/ 435-4 – стандарты производства европаллет. На таре международного образца есть клейма EUR в овале на правых ножках паллета, обозначающее принадлежность к европейскому типу, и EPAL, указывающее на соответствие стандартам организации.

Качество и габариты отечественных поддонов регулируют два основных документа – ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.

  • ГОСТ 9078-84 прописывает лишь существование паллет и материал изготовления – дерево. В документе нет жестких требований ни к объемам, ни к толщине и качеству деревянных досок, ни к количеству крепежа. Указаны лишь габариты 1200 мм х 800 мм и 1200 мм х 1000 мм – в этих пределах производитель может остальные размеры варьировать.
  • Второй документ ГОСТ 9557-87 регламентирует нормы жестче, по предъявляемым требованиям он близок к европейскому UIC 435-2. Нормативные показатели у российских поддонов – допуски, фаски, толщина досок, количество гвоздей одинаковы.
Основным отличием отечественных паллет от европоддонов является отсутствие на первых клейм EUR и EPAL, так как российская тара не проходила сертификацию. Поддоны так и называются «БК» – то есть «без клейма». Хотя паллеты не сертифицированы, по качеству европоддонам не уступают, однако используются, в основном, на внутреннем рынке.

Виды поддонов

Паллеты подразделяются на виды по многим параметрам – материалу, размерам, стандартам, грузоподъемности, конструкции и т.п. Выбирая тару, следует учитывать ее классификацию.

Материал

По материалу изготовления поддоны подразделяются на 4 типа: деревянные, пластмассовые, металлические, из вторсырья (например, картонные).

  • Деревянные. Изготавливаются из любой древесины, прошедшей термическую и технологическую обработку для защиты от вредных микроорганизмов и процесса гниения. Согласно конвенции IPPC, на них наносится маркировка о санобработке. Такие поддоны недороги и имеют простую конструкцию. При транспортировке тяжелых грузов выбирают паллеты, изготовленные из прочных видов древесины.
  • Пластиковые. Легкие, удобные, практичные поддоны, изготавливаемые путем литья из специальных смол. Их можно мыть и обрабатывать дезинфицирующими составами. Наиболее безопасная и удобная, но и недешевая конструкция для транспортировки и хранения товаров.
  • Металлические. Благодаря тугоплавкости материала изготовления, эти поддоны используются в условиях высоких температур. Прочные конструкции удобны для перевозки большегрузной продукции на большие расстояния. Недостатками этих паллет являются подверженность коррозии и немалый вес.
  • Из вторсырья. Такие поддоны дешевы, их производят чаще всего из рифленого картона и используют для транспортировки малогабаритных нетяжелых грузов. Картон разрушается от влаги, поэтому после однократного применения тару утилизируют.
Таким образом, по эксплуатационным характеристикам поддоны могут быть одноразового и многоразового использования (или многооборотные). Картонные паллеты утилизируют после одного применения, остальные виды тары – многооборотные.

Тип конструкции

От конструкционных различий поддонов зависит специфика их использования и погрузки транспортируемого товара. По строению паллеты бывают таких типов.

  • Одно- и двухнастильные. Первые имеют одну площадку для размещения груза, вторые позволяют устанавливать товар с двух сторон поддона.
  • Двух- и четырехзаходные – по типу захвата тары. В первых предусмотрен захват погрузчиком только с двух сторон, во вторых – с любой из четырех.
  • Плоские, стоечные, ящичные. Плоские поддоны – тара однонастильной или двухнастильной конструкции на ножках или полозьях, которую используют для транспортировки продукции в мешках, коробках, ящиках, бочках. Стоечные имеют ограничители-стойки, которые надежно удерживают груз при перевозке по плохим дорогам. Такую тару используют для легко деформирующихся и хрупких товаров. Ящичные поддоны с ячеистыми или решетчатыми стенками применяют для транспортировки мелких и затаренных товаров.
По назначению поддоны подразделяются на универсальные и специальные. Ко второй категории относятся паллеты для перевозки нестандартных, хрупких грузов. Это ящичные поддоны и другие, которые могут оснащаться торцевыми бортами, каркасными надстройками или полноценными стенками. Болстеры, флиты – это специальные паллеты для морской или железнодорожной перевозки.

Грузоподъемность

Выбирая паллеты для транспортировки продукции, важно знать, на какой вес рассчитана тара, чтобы она не рухнула под тяжестью груза и не погубила товар. По мощности различают такие типы поддонов.

  • Типовые. Длина 800 или 1000 мм, ширина 1200 мм рассчитаны на 1 тонну груза.
  • Европаллеты 1200 х 800 х 145 мм – до 2-х тонн.
  • Полупаллет 800 х 600 мм, несмотря на укороченную конструкцию, выдержит до 1000 кг.
  • Облегченный поддон с упрощенной конструкцией (настил в 5-7 одинаковых по размеру досок) – до 700 кг.
  • Усиленный паллет с одинаковыми длиной и шириной в 1200 мм рассчитан на груз до 2,5 тонн.

Стандарты и размеры: какие паллеты используются для ВЭД?

Для ведения внешнеэкономической деятельности подходят сертифицированные европейские паллеты. Они имеют строгие стандарты, размеры и конструкция отличаются. Международные перевозки груза осуществляются в следующих видах поддонов.

Сертифицированный поддон (EUR), европаллет

Габариты: 800 х 1200 х 145 мм. Выдерживает до 1,5 тонны. Настил из 5 досок, где широкие(145 мм) чередуются с узкими (100 мм) в последовательности: Ш-У-Ш-У-Ш. Низ – из трех досок Ш-У-Ш со снятыми фасками. Обязательны фаски на углах. На правых несущих ножках выжжено клеймо в овале EUR. На других ножках – маркировка производителя, информация о серии поддона и годе изготовления. Перфорированные поддоны имеют вес до 5 кг, самые тяжелые – до 18-21 кг.

Сертифицированный FIN-паллет, финский поддон

Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Настил состоит из 7 чередующихся досок: Ш-УУ-Ш-УУ-Ш, где широкая шириной 120 мм, узкая – 100 мм. Нижняя площадка – из 3-х со снятыми фасками Ш-У-Ш. На правых ножках – клеймо с прямоугольником и заключенной в него надписью FIN. На других – выжжены код производителя, серия, год изготовления. Углы паллета обязательно с фасками.

Грузовой поддон многооборотный 800 х 1000 мм

Габариты: 800 х 1200 х 145 мм. Конструкция повторяет строение европаллета. Толщина используемой доски – 20-22 мм. Фирменное клеймо на таре отсутствует.

Грузовой паллет многооборотный 1000 х 1200 мм

Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Конструкция повторяет строение FIN-паллета. Толщина используемой доски – 20-22 мм. Фирменное клеймо на таре отсутствует.

Евробокс (EUR-бокс)

Габариты: 800 х 1200 х 800 мм. Конструкционно представляет собой металлическую клетку с деревянным, металлическим или пластиковым поддоном в основании. Клеймо EUR в овале выдавлено на металле. Стандартизация ISO предъявляет такие требования к размерам поддонов, используемых для международных перевозок: 800 х 1000, 800 х 1200, 1000 х 1200, 1200 х 1600, 1200 х 1800 мм.

Американский паллет (US-паллет, «американец»)

Габариты: 1200 х 1200 мм, реже – 1000 х 1200 мм. Паллет-«американец», как его называют, обычно имеет квадратную форму, высота его не больше 180 мм. Вес – 15-20 кг. Стандарты разработаны в 2012 году Международным комитетом по защите растений. Поддон может использоваться для международных перевозок, однако применяется в ВЭД редко, чаще – для внутреннего рынка.

Кроме того, есть страны, имеющие свои требования к размерам поддонов. Так, например, если в Америке чаще используют US-паллет, в Китае, Японии и Австралии применяются поддоны размерами 1100 х 1100 мм. При осуществлении внешнеэкономической деятельности рекомендуется использовать сертифицированные поддоны европейского и финского образца: к ним предъявляются самые жесткие требования, подтверждаемые маркировкой.

Поддоны для внутреннего рынка

На внутреннем отечественном рынке используются европоддоны, финские и американские паллеты. Кроме этой тары, в России применяют паллеты несертифицированные, соответствующие нормам ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.

  1. Несертифицированный европоддон 800 х 1200 х 145мм. Идентичен европаллету по габаритам и конструкции. Толщина используемой доски 22 мм, при изготовлении используются винтовые гвозди. Клеймо отсутствует.
  2. Поддон 800 х 1200 х 145мм, первого сорта. Аналогичен европоддону, однако допускаются вариации размеров доски и брусков. Толщина доски – от 20 до 25 мм. На углах паллета нет фасок. Доски настила расположены на расстянии не более 5 см.
  3. Поддон 800 х 1200 х 145мм, второго сорта. Конструкция и показатели идентичны предыдущим видам. Допускается применение винтовых и строительных гвоздей и небольшие загрязнения и темные участки древесины.
  4. Поддон 800 х 1200 х 145 мм, третьего сорта. Длина и ширина паллета соблюдаются, остальные показатели могут варьироваться. При изготовлении использованы строительные гвозди. Допускается темная от времени и загрязненная древесина.
  5. Поддоны 1000 х1200х145мм. Изготовлены по аналогии с финскими паллетами. Допускается использование строительных гвоздей, отсутствие фаски, вариативность толщины досок – 20-25 мм.
  6. Специальные паллеты. К такой таре относятся поддоны, изготовленные из пластика евростандарта 1200 х 800 х 145 мм; из древесины CP стандарта – 1000 х 1000, 1300 х 1000 мм; паллеты Triplett; евробоксы из металла. На поддонах может быть маркировка, но ее присутствие необязательно.
Как видно, к таре для отечественного рынка особых жестких требований не предъявляется: даже клеймо о защитной санобработке на поддонах необязательно. Таким образом, предпринимателям следует тщательно подбирать тару для внутренней коммерческой деятельности.

Сорта поддонов

При международных перевозках, а также на отечественном рынке допустимо использовать поддоны, бывшие в употреблении. Согласно требованиям, предъявляемым к этой таре, ее делят на три сорта.

  • Высший. Поддоны почти в идеальном состоянии, без потемнений и повреждений, использовались не более трех раз.
  • Первый. Чистые, крепкие паллеты, без сколов, повреждений, которые могли применяться более 3-х раз, но ни разу не ремонтировались.
  • Второй. Допускаются незначительные потемнения от времени и трещины – до 30 мм в ширину и 300 – в длину. Повреждения могут возникнуть после ремонта.

Выбор сорта паллет для внутреннего рынка – дело самого производителя, требования к таре предъявляет сам коммерсант.

Клейма паллет

Кроме клейм о соответствии евростандартам, на паллеты, используемые для международных перевозок, наносится информация о фитосанитарной обработке. Маркировка осуществляется по стандарту ISPM 15 и применима только к деревянной таре. Клеймо может содержать такие сведения:

  • DB – окоренная древесина;
  • KD – поддон высушен в закрытой камере при высокой температуре;
  • MB – обработка тары бромистым металлом;
  • HT – пройдена термическая обработка;
  • IPPC – знак Международной конвенции по защите растений, часто помещается на паллетах- «американцах»;
  • RU – страна-экспортер;
  • 59 – код региона РФ, согласно классификации;
  • XXX – номер упаковщика или код учреждения, проводившего обработку тары.

Кроме того, на клейме может указываться информация об изготовителе, дате производства тары и серии.

Важно! При выборе тары следует учитывать, что в России жестких требований к фитообработке нет, в стране лишь несколько организаций, обладающих такими технологиями. Для международных перевозок клеймо о фитообработке обязательно – этим пользуются недобросовестные производители, и знак часто подделывают. Распознать фальсификацию сможет специалист по таможенному оформлению.

Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая
Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность
Ставки за таможенные сборы в 2020 в удобной таблице
Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2020 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.

Статьи

Виды поддонов (паллет)

Как обеспечить сохранность перевозимых грузов? Для этого существуют специальные тары для перевозки, называемые паллетами, или поддонами.

Контейнеры. Типы и размеры.

Наиболее востребованным видом логистических услуг по статистике являются контейнерные перевозки.