Обязательная составляющая процедуры легализации товара при перемещении через границу — таможенные платежи.
Понятие таможенных платежей товаров применяется к обозначению таких видов выплат, как пошлины, налоги, сборы.
Они выплачиваются участниками торговой ВЭД при экспорте и ввозе груза из-за границы.
Рассмотрим, за что именно приходится отдавать определённые суммы, какие бывают сборы и есть ли льготы при импорте и вывозе товаров.
Таможенный платеж является по сути одним из инструментов развития и регулирования внешнеторговой деятельности.
Правильное их администрирование даёт возможность компенсировать так называемые выпадающие доходы от перемещения грузов через границу ЕАЭС.
Взимаемые таможенные платежи составляют почти треть всех государственных доходов бюджета РФ.
Таможенно-тарифное регулирование ввоза и вывоза товаров в России — это сложный процесс, основанный на комплексе методик, целей и задач.
Здесь во многом учитываются политические и экономические взаимоотношения с партнерами из-за рубежа.
При исчислении таможенных платежей учитывается много факторов — это и статус на мировой арене, и участие в совместных проектах, которые прямо не касаются торговли.
Основными видами тарифного регулирования согласно ст. 46 ТК ЕАЭС, являются:
Рассмотрим особенности каждого вида таможенных платежей.
Этот вид считается основным среди таможенных платежей в Российской Федерации. Он обязателен к уплате для любого участника ВЭД. Взимается в случае перемещения товара через границу. Необходимость его взимания указана в ст. 2 ТК ЕАЭС.
Размер платежа зависит от вида груза и категории участника ВЭД. Он указан в Едином Таможенном тарифе.
Подобный вид таможенной пошлины — это платеж, взимаемый при поступлении товара на территорию РФ из-за границы. Её размер определяют на основании таможенной стоимости, помноженной на ставку по коду ТНВЭД.
Если ввозится продукция, то ставка выше, если сырье — ниже. Подобный принцип служит цели стимулирования внутреннего производства страны.
Размер платежа рассчитывается в руб. согласно курса ЦБ на день, когда была предоставлена декларация.
Платёж при экспорте груза. Рассчитывается по тому же принципу, что и предыдущий вид.
Государство заинтересовано в стимулировании вывоза продукции, поэтому экспортные сборы на почти все товары отсутствуют. Они могут быть временными и вводиться в зависимости от конкретной экономической ситуации.
Однако государство заботится и о сохранности природных богатств страны для переработки их на собственных производствах. Из-за этого на разные виды сырья, в том числе нефть, древесину зафиксированы высокие ставки.
Особенность таможенных платежей этого вида — они назначаются только для вывозимых грузов. Для тех товаров, которые относятся к категории льготных, ставка может быть 0 или 10%. Для всей остальной продукции налог будет 20%. Выплачивается этот платёж и организациями, и индивидуальными предпринимателями.
Такие типы платежей называются косвенными. Они обязательны для подакцизной продукции. Эти налоговые таможенные платежи назначаются для импортных товаров, на которые всегда активный спрос независимо от того снизилась или выросла их стоимость. К такой категории относится топливо, алкоголь, табак.
Эти платежи введены с целью защиты внутренних производителей. Они назначаются для определённой группы продукции после расследования. Задача расследования — доказать, что вывоз определённого товара может привести к негативным последствиям для государства.
Для продукции, реализация которой осуществлялась с применением демпинга, применяется антидемпинговая пошлина.
Цель её введения: уравновешивание разницы между ценами товара, ввозимого из-за границы и аналогичной продукции, произведённой внутри страны.
Компенсационный платёж применяется к импортированной продукции, получившей субсидию другой страны. Её роль похожа на роль предыдущего вида — сдерживание спроса на товар, производимый в другой стране.
Это сборы и их отличие от пошлин в том, что они назначаются не за сам товар, а за различные таможенные операции.
В их числе, хранение товара на период проверки декларации, таможенное сопровождение, выпуск продукции и т. д.
Выплата, которая сопровождает процесс легализации перемещаемого через границу товара — комплексная величина.
То есть она состоит из разных видов платежей, которые подробно были рассмотрены выше. Для расчёта размера этой выплаты необходимо знать код ТН ВЭД и тариф таможенного союза.
Определить общую сумму платежа можно лишь, если известна таможенная стоимость конкретного товара. Для неё используется аббревиатура ТСТ и состоит она из цены самой продукции и стоимости его перевозки до границы.
Для её определения существует шесть методов. Наиболее распространённый — по стоимости сделки. Другие методы:
Пошлину считают так:
Таможенные платежи = ТамС * ТамП.
ТамС — это таможенная стоимость.
ТамП — процент, который указан в ТН ВЭД — товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза. В зависимости от типа товара он может быть от 0 до 42%.
Размер НДС и акцизных сборов определяется согласно ст. 164 и 193 Налогового кодекса. К сборам, взимаемым за таможенные операции, относятся платежи:
Размер антидемпинговых и компенсационных выплат устанавливается в соответствии с законодательством страны или международными договорами государств, состоящих в Таможенном союзе.
Таможенные платежи в ВЭД обязательны для всех её участников. Уклонение от их уплаты недопустимо. Для виновников предусмотрены штрафы, пени и даже административный арест.
Возможно лишь снижение таможенных выплат. Случаи, когда для таких платежей предусмотрены льготы, приведены в кодексе ЕАЭС.
Льготы по уплате таможенных платежей
Возможность льготных таможенных выплат определяется законодательством РФ и ЕАЭС. Льготы считаются одним из инструментов тарифного регулирования ВЭД.
В 74-й статье Таможенного кодекса указаны виды льгот, применяемых при исчислении и уплате таможенных платежей:
Льготы по налогам указываются в законодательстве каждого члена союза. В России порядок и особенности их назначения регламентируются Налоговым кодексом, законами о таможенном тарифе и регулировании.
Льготы могут быть предоставлены в форме сниженной ставки, возмещения уплаченного платежа, его полного аннулирования.
Льготы по пошлинам применимы к товарам, ввозимым из стран, которые имеют с РФ соглашение о взаимном предоставлении преференций.
Тарифные льготы при вывозе предусмотрены, при пересечении границы товарами, указанными в 35 ст. Таможенного кодекса.
Об обязанности оплаты процедуры легализации товара указано в ст. 50 ТК ЕАЭС.
При ввозе все необходимые выплаты должны быть произведены не позднее 15 дней со дня, когда груз был предъявлен в таможенный орган или со дня окончания внутреннего таможенного транзита в случае, если декларирование производится не в месте прибытия товаров.
Таможенные выплаты могут проводиться в наличной или безналичной форме.
В последнем случае моментом исполнения обязанностей по платежам считается момент списания средств со счёта декларанта.
При обнаружении переплаты таможенных платежей необходимо подать заявление на их возврат.
Направить заявление и документы, подтверждающие факт переплаты, следует в тот таможенный орган, в котором выполнялось декларирование товаров.
Сделать это необходимо не позднее трёх лет, с момента, когда налоги таможенные платежи и сборы были уплачены.
В числе документов, которые необходимо предоставить при наличии переплаты — подтверждение перевода суммы, начисления и уплаты платежа заявителем, решение таможенного органа об отказе возвратить средства.
На рассмотрение заявки отводится 30 дней.
Один из основных показателей, проверяемых в ходе процедуры легализации перемещаемого через границу товара — таможенная стоимость. Ведь именно от неё зависит и правильное исчисление всех необходимых платежей.
Если у инспектора появляются сомнения в том, что она определена правильно, то показатель подвергается корректировке.
Поэтому при предоставлении органам таможни документов для процедуры легализации важное значение имеет профессиональная подготовка и расчет общих таможенных платежей.
Рассчитывая таможенную стоимость, а также занимаясь декларированием и прохождением таможенного контроля, необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства, регламентирующими определениями.
Далеко не каждый участник ВЭД имеет глубокие познания в данной сфере. Поэтому лучший вариант для проведения расчётов и всей процедуры оформления — делегировать решение этой задачи профессионалам, тем самым снизив таможенные риски.
Q: Возможен ли возврат таможенных сборов, если в выпуске товаров отказано?
A: В случае, если принято решение отказать в выпуске груза, возврат сумм за таможенные процедуры не производится. Исключение: решение таможенного органа отказать в выпуске признано неправомерным.
Q: Что такое расчёт таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами?
A: При таком способе за основу берётся стоимость идентичной продукции. При условии, что и все ей составляющие — транспорт, складские расходы, страхование и прочие — равны.
Q: Какие таможенные риски могут возникнуть при процедуре легализации?
A: В числе рисков, которые могут продлить процесс оформления — отсутствие одного из необходимых для подачи документов, противоречивость данных о товаре в документах, которые подтверждают контроль доставки, неправильный расчёт таможенной стоимости и др.